Осенняя рыбалка в Карелии

Небольшой рассказ о рыбалке в октябре на севере Карелии.

Выезжаю 9-го октября. В Карелии валит снег - метель 500 км дороги. Хорошо, что обулся в зимнюю резину. Доезжаю без приключений. На берегу холодно, но снега тут нет. Готовлю лодку к спуску на воду, ложусь спать в машине - тем и хорош универсал. Утром все в инее - мороз. Спускаю лодку, Последние приготовления и иду 15км до своего острова. Вместо штиля волны с барашками, но риб справляется. Правда на глиссер выходить может только по волне и это с грузовым винтом, сделанным специально для заброски на остров груженой лодки. При отчаливании прилетает наглая синица и садится на дисплей эхолота - меньше чем в метре от меня. Видимо во всей своей амуниции я уже мало похож на человека.

Добираюсь нормально. Ставлю лагерь. И успеваю порыбачить вторую половину дня - две первые кумжи пойманы.

Потом 5 дней: метель, дождь, облачность, стелящяяся по самой земле без зазора сменяют друг друга. Режим рыбалки такой: сутки валяюсь в палатке и читаю + сплю, потом день пытаюсь рыбачить, потом 5 часов сушу одежду над газовой горелкой и опять сутки читаю и сплю.

Надо заметить что прогноз про небольшие осадки не соврал. Если облака стелятся по самой земле, то дождя физически быть не может. Ведь дождь - это то, что падает с неба, а тут ничего не падает - ты сам находишься в облаке, а это мельчайшие капли воды, которые не падают, а клубятся вокруг тебя, вьются в воздухе, облепляют тебя и ты весь насквозь пропитываешься этой влагой. Это хоже дождя - от того можно скрыться под навесом, а от этого не спрячешься. Мокрый - как искупался. Так что дождя нет, а одежду опять приходиться сушить. Палатка большая - почти 3 на 3 метра, куполом, но когда развесишь все, что промокло, то места в ней нет. И горелка у плиты одна, а сохнет только над ней. И самое противное, что все мучения зря - клева нет.

В итоге из 12 дней только 6 дней ловилось более менее. Клевал плохо: от 2 до 5 рыб в день. Много мелочи. Крупнее 3кг кумжи нет. По итогу поймал в два раза меньше чем в прошлом году.

Самая жесть началось на второй неделе. Вместо обещанного потепления, наоборот, похолодало! По ночам доходило до минус 10. Днем - минус 2-4. Установился снежный покров - примерно 10см снега.

Регулярные ночные шквальчики приводили к тому что риб 3 раза за ночь наливало по самый верх транца водой - это воны били в корму и частично забирались в лодку. К утру она была полна водой. Помогали в этой ситуации помпа и ведро. Вытащить риб на берег в одиночку я не мог - сама лодка + моторы + всяко- разно весили примерно 250кг.

Начать ловить утром было проблемой. От брызг воды мотор порывался ледяной коркой и кнопка остановки мотора покрывалась льдом - мучился с ее отжатием - приходилось отогревать. Аналогичные проблемы со спиннингами: он покрывались льдом, шпули переставали крутиться, рычажки не поворачивались, трещетки не включались. Тоже отогревал - опускал в воду и держал там пока лед не таял. Вода то теплая! Целых 6-7 градусов тела!

Что на севере на острове самое важное, когда живешь в палатке один? Ну да - лодка. Один раз по запарке, совершенно необъяснимо совершил глупость: вылез из лодки и забыл ее тут же привязать. Понес вещи в палатку сушиться, грел руки над газом. Потом выхожу, а лодка покачиваясь на волнах плывет вдоль берега. Хорошо, что ветер был не от берега. Бегу к ней и успеваю ухватить ее за носовую ручку. Сам же в шоке от ситуации. Я один. Даже соседи на острове через пролив уехали. Они жили в километре от меня. Я совсем один и даже если пойдет какая-то лодка, то как до нее докричаться? Близко к берегу никто не ходит - затоп зона: деревья под водой и скалы. Мотор шумит - кричать бесполезно. Грустно было бы без лодки остаться...

Еще ситуация: утром сталкиваю лодку с берега и опираясь коленом на нос, толкаюсь другой ногой, чтобы лодка отошла от берега и ее не прибило тут же ветром обратно. Но ПВХ лодки покрыто коркой льда, колено соскальзывает. Руки тоже не могут удержать лодку, т.к. упираются сверху в тот же скользкий, покрытый льдом ПВХ лодки. Доля секунды на принятие решения. Глубина нарастает очень быстро. В метре от берега уже под метр глубиной, а дальше совсем глубоко. На мне одето столько, что в воду прыгать - это не вариант, я и на воздухе едва могу шевелиться. Голова принимает единственно верное решение: толкаюсь соскользнувшей ногой от дна и рыбкой "ныряю" в лодку, скольжу животом по борту и сваливаюсь в нее даже не зачерпнув воды в сапоги.

Обратно решаю ехать в два этапа. Утром ловлю. Ухожу пораньше. Собираю лагерь. Ветер усиливается. Теперь знаю, что утром раздует так, что я не смог бы уйти с острова. К 6 вечера, в страшной спешке все сложено в лодку. Стартую. По середние дороги волна становится очень приличной. РИБ скачет по волнам, плюхается, поднимая тучи брызг. Тьма кромешная. Иду по навигатору. Добираюсь благополучно. На берегу вижу, что куртка, куда летели брызги вся покрыта коркой льда. Поднимаю лодку на прицеп - с роликами это просто сказка как удобно! Только ради этого стоило поменять АНТЕЙ на РИБ. 3 часа все укладываю для перевозки по трассе. Холодно - минус 8. Руки липнут к металлу. Все веревки и стропы, пропитанные водой, превращаются в палки . Чтобы завязать или развязать узлы или натянуть стропы пользуюсь проверенным методом прогрева - поливаю водой из озера.

Руки уже привыкли к холоду и местами почернели за две недели. Они же постоянно голые - смена приманок и еще куча вещей делается только голыми руками. Они красные - как ошпаренные. Да так и есть. Только ошпарены холодом.

Заканчиваю сборы. Решаю не ночевать тут, а доехать до трассы и переночевать в гостинице. До трассы 150км. 30 км по лесной дороге и еще 100 с гаком по грейдеру, тому самому убитому грейдеру, на котором я в прошлом году убил диск колеса, пробил защиту днища и погнул рычаг. А теперь еще и снежный покров. Снега примерно 10см, а в нем колеи, покрытые льдом. Машину ощутимо потаскивает на обледенелых ухабах. А я еще и с прицепом - резко рулить и тормозить страшно - если потащит, то не вырулю - выкинет на обочину. Поэтому, еду очень аккуратно - редко 60кмч по грейдеру. А первые 30 км по лесной дороге вообще тащусь по камням и ухабам. На улице мороз и ночевать на обочине - сомнительное удовольствие.

До гостиницы добираюсь без происшествий. Только гаишники недалеко от нее сообщают, что на прицепе отрубились и габариты и стопы. Работаю только поворотники. Достала электрика прицепа - надо будет поставить светодиодную.

Ночую и через 5 часов стартую - 1000 км по трассе через периодический снег и дождь. В Питере жара - плюс 12 градусов! После севера Карелии ощущение, что приехал на южный курорт!

Вот такой отпуск: 2 недели, море удовольствия и борьбы за выживание. Нет ощущения, что все дни на одно лицо. Запоминающийся - это точно!